Стиль Фаберже – это редкость

Стиль Фаберже Интересное
Интересная статья о великом ювелирном мастере Карле Фаберже, его уникальных работах и его неповторимом стиле.

У всех на слуху выражение «стиль Фаберже». Но многие имя Фаберже связывают лишь со стилизованными яйцами как ювелирными сувенирами. А некоторые, совершенно несведущие, делают упор на слово «стиль». При этом предполагая стиль в моде: на одежду, мебель, ювелирные украшения и пр. По этой причине предлагается статья, в которой будет раскрываться понятие «стиль Фаберже».

Карл Густавович Фаберже – ювелир. Но по отношению к нему это слово обретает более емкий смысл. Это мастер, художник, творец. Речь пойдет о новом уникальном направлении в технологии, что и образовало уникальность «фабержевского» стиля как ювелирного искусства. Карл родился в семье ювелира Густава Фаберже, который имел свою мастерскую в Петербурге. Видимо, это и предопределило судьбу Карла. Он получил прекрасное образование. Много путешествовал по Европе с целью изучения ювелирного мастерства. Вернувшись в Россию, работал в фирме отца. Когда в 1923 году он эмигрировал в Париж, то основал свою фирму «Фаберже и К». Карл имел четверых сыновей, которые и продолжили его дело.

Первое ювелирное яйцо Карл Фаберже и его последователи – ювелиры его фирмы создали в 1885 году. Это был заказ Александра Третьего. При изготовлении был применен принцип русской матрешки: одно в другом. Снаружи – это куриное яйцо. Оно покрыто эмалью, которая имитирует скорлупу. Внутри – золотая курочка, а в ней – маленькая рубиновая корона. Это яйцо было подарено царем своей жене Марии Федоровне. Подарок так восхитил царицу, что Карл становится придворным ювелиром Его Императорского Величества. Параллельно получает заказ: по одному яйцу в год. Собственно, столько времени и уходило на изготовление одного яйца. Всего было изготовлено 80 яиц, но сохранилось только 62.

По-настоящему, фирма стала известной, когда стиль ее стал узнаваем во всем мире. Конечно, Карл Фаберже работал не один. Он воспитал целую плеяду искусных мастеров на основе своих новых технологий. Появились не менее известные имена в ювелирном мире. Это Август Хольстер, Генрик Вигстор, Эрик Коллин и др. Попасть в фирму Фаберже было очень трудно. Рекомендации и, как сейчас говорят, рейтинг должны были быть высочайшими. Ну и понятно, эти мастера воспитывали своих преемников. Авторитетным было уже присвоение ювелирному изделию статуса «фирмы Фаберже». Так распространялся стиль мастера.

У каждого изделия из его фирмы существует документ, подтверждающий его происхождение. Ведущие ювелиры всего мира знают, что называется, «в лицо», каждое произведение.
Некоторые были утеряны по разным причинам. На этом начали «греть руки» недобросовестные мастера, изготавливая подделки и выставляя их как найденные. Но подделки очень высокого качества, передающие стиль Фаберже, выполненные по его технологиям, насколько это возможно. Но, чтобы сделать подделку или имитацию, нужно быть мастером высокого класса. Поэтому и подделки в стиле Фаберже пользуются спросом и ценятся достаточно дорого.

Яйца ФабержеПроизведения самого же Фаберже поистине бесценны. Они являются достоянием стран, в музеях которых хранятся. Это шкатулки, ручки для лорнетов, флаконы для духов, пудреницы, поднос. Миниатюрные изображения машин, поезда, велосипеда отражали ту эпоху, т.к. это – точные копии.

Карл предъявлял высокие требования к своим сотрудникам. Заставлял изучать европейскую технологию и манеру ювелирного мастерства. Приветствовал поиски новых направлений, изобретение новых технологий. Чтобы изделия были высококачественными, Карл ввел систему узкой специализации своих работников. В мастерской трудились оправщики, миниатюристы, мастера по золоту, химики, художники. Кроме того заказывал некоторые специальные виды работ другим лучшим мастерам.

Многие его изделия были оснащены сложнейшими механизмами. Это могли сделать только ювелиры – механики. Поражает воображение своей правдоподобностью его механические миниатюрные ювелирные произведения. Шедевром считается миниатюра «Яйцо «Сибирский поезд». Внутри яйца – точная копия транссибирского экспресса, которая приводилась в движение. Поезд выполнен из золота и полностью повторяет оригинал, только в разы уменьшенный.

Каждая работа по изготовлению ювелирного изделия начинался с эскиза, созданного самим Фаберже, или утвержденного мастером. Так, художник М.Е. Перхин долго изучал строение поездов, чтобы создать детальный эскиз. В результате получилась миниатюра, по которой можно составить представление, каким был транссибирский экспресс.

Одной из особенностей стиля Фаберже – это работа с эмалью. Техника, в общем-то, не новая, применявшаяся еще во Франции в 18 веке. Но настолько сложная, что мало кто за нее брался. А если и брался, то неудачно. Фаберже вполне освоил эту технику. Он научился сначала гильошировке. Это способ, при котором на металл наносятся узоры методом гравирования в виде линий. Потом на металл с таким узором Фаберже наносил тонким слоем эмаль. Цвет эмали мог быть разного цвета в зависимости от задуманного образа.
Фаберже овладел мастерством создания более 150 оттенков эмали. Этого повторить не мог никто. И получалось творение, которое сверкает и переливается, искрится. Все это невероятно красиво.

Карл Фаберже мог увидеть прекрасное, достойное ювелирных изделий, даже в самом обыденном. Так он создал натюрморт из камней (яшмы, янтаря, хрусталя, кварца) и серебра. Сначала, кажется, стоило ли тратить такой дорогой материал на эту «картину» – граненый стакан с водкой, закуска, яичница, недокуренная папироса. На самом деле представляется человек, который разложил свой завтрак. Зритель начинает пытаться определить, какой он, образ его жизни, кто он, чем «дышит».

В работах Карла Фаберже сочетаются и русское направление в искусстве, и стили готики, ампира, модерна. Но все это не затмевает уникального стиля мастера. Такое сочетание требовало применения многих техник, изобретенных ведущими ювелирами мира. Это говорит о том, что Фаберже был в постоянном творческом поиске. Он не стремился украсить свои работы как можно большим количеством драгоценностей, придавая им роскошь. Он «чувствовал» материал и раскрывал их «душу». Он говорил, что драгоценная вещь ради ее дороговизны его не интересует.

«Изюминкой» фирмы были изделия в русском стиле. Украшения, кокошники, серебряные чарки, церковная утварь, оправы с драгоценными камнями и самоцветами, с тонкой сканью пользовались огромным спросом у иностранцев. Они приобретали их как сувениры из России, так и предметы прикладного искусства.

Фирма Фаберже создавала не только изделия для богатой публики. С 1914 года было налажено производство медных чарок. По цене они были вполне доступны простым обывателям. Но «фабержевские» мастера все-таки приложили свои руки. Чарки украшали резьбой.

Сейчас мало кто продолжает дело Фаберже – слишком трудоемко и затратно по времени. Наступил век штамповок и шаблонов. К тому же, надо быть талантливым творцом, в полном смысле этого слова, чтобы создать что-либо соответствующее «фабержевскому» стилю. Тем не менее, встречаются самородки.

Чтобы дело Карла Фаберже не пропало, его правнучка Татьяна учредила фонд его имени. Фонд призван находить и награждать талантливых ювелиров, последователей ее прадеда.
Одним из лауреатов премии этого фонда стал Квашнин С.И. Он создал Ювелирный дом «Квашнин». Сергей Иванович стал продолжателем творчества Фаберже. В его фирме работают люди, знающие все техники великого ювелира. И изделия из мастерской самого мастера Фаберже – действительно уникальная редкость.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравился материал? Поделись им в социальных сетях!
Инфопроект «ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ»

Творец портала

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Инфопроект «ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ»
Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: