“Когда я делаю добро, я чувствую себя хорошо. Когда я поступаю плохо, я чувствую себя плохо. Вот моя религия!”
Авраам Линкольн
В нашем современном мире, в этой бушующей, бурлящей, с нескончаемой чередой проблем жизни все большее количество людей ощущают дисгармонию межчеловеческих отношений, личного здоровья и социально-психологического климата в самом обществе. В чем же дело?
Образ жизни, жизненная направленность, заложенные с детства и приобретенные культурно-нравственные ценности способствуют взращиванию в человеке возвышенного или низменного. Все мы знаем, что возвышенное — это самое лучшее, самое красивое, чудесное в нас, в поступках, мыслях, желаниях, стремлениях. Низменное — прямая противоположность — плохое, безобразное в человеке, в его помыслах, тяга к отвратительному.
В различные времена существовали люди, поступающие некрасиво, низменно, пошло. Существуют они и в современном обществе. Признайте, количество таковых только увеличивается. Удручает то, что они даже не замечают своих низменных деяний. Для многих такое проявление мыслей, слов, поведения по отношению ко всему их окружающему стало нормой жизни.
Большой объем сухих, безжизненных знаний для интеллектуального образования, развитие чисто технических навыков не смогут наполнить и отогреть душу. Часто за образованностью скрывается духовная и нравственная пустота. Где же то гармоничное развитие человека, дающее возможность понять себя, найти свое место в жизни, идти по ней верным путем?
Каждый из нас с самого раннего возраста наделен врожденным чувством красоты. Поэтому малые дети без участия взрослого способны реагировать на красивое и безобразное, на доброе и злое. Отсюда определяется наша самая наиглавнейшая цель — развивать и обогащать это чувство, ведущее к человечности, к возвышенным знаниям, к высококультурным проявлениям и, в то же время, дающее стойкое отвращение к уродливым, низменным явлениям жизни.
С рождения мы получаем разное по качеству воспитание. Родители, близкие родственники, педагоги определяют судьбу ребенка, образ его жизни. Суть в том, что не все взрослые способны развить стремление к прекрасному и должным образом воспитать внутреннюю культуру, утонченную чувствительность к восприятию окружающего мира и просто облагородить детскую душу.
Наше общество изобилует невежественными, неадекватными, агрессивными, преступными личностями, для которых сотворение прекрасного в человеке ничего не значит. На первом месте преобладает материальный аспект, жажда наживы, утверждение своих принципов любыми способами. Где же тут место для возвышенного и прекрасного?
Один человек желает любоваться красотой природы, слушать красивую музыку, писать стихи, помогать больным; другой мечтает о вкусной еде, новом авто, стильной одежде; третий — о рогатке, пистолете, чтобы стрелять по птицам, об обмане ради материальной выгоды, о воровстве чего-либо, о мести и злобе. Так что же здесь есть возвышенное, что обыденное, а что низменное?
Осознанно или нет, но каждый из нас знает ответ. Осознание и понимание таких проблем в человеческом обществе удручает, настораживает и, в то же время, побуждает нас очиститься от грязи низменности и подняться в те возвышенные сферы, где приходит ощущение себя полноценным Человеком, личностью, несущей в мир красоту мышления, энергию любви, созидания.
В человеческой натуре уживается как хорошее, так и плохое. Низменные мысли могут появиться у любого. Но если в человеке заложены и развиты духовно-нравственные жизненные ценности, он постарается быстро исправиться, потому что уж очень противно ощущать себя низменным, пошлым, отвратительным.
Побуждайте человеческое сознание осмысливать сущее, развиваться, совершенствоваться, чтобы наши мысли, желания, мечты обретали больше красоты и возвышенности! Вам же не все равно, какие они?